Следить за новостями:

RSS

Профилактика правонарушений

Актуально

Общероссийское голосование по поводу одобрения поправок в Конституцию РФ https://rezhevskoy.midural.ru/news/show/id/1699

#

05.08.2019

ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 июля 2019 года

Понятие общественного места

За последние годы наметились определенные тенденции, направленные на более детальное регулирование поведения граждан в общественных местах. Вместе с тем самый главный вопрос о том, что же такое общественное место, до настоящего времени остается без ответа. Конкретного определения нормативные правовые акты не содержат, поэтому следует прибегнуть к комплексному анализу законодательных положений.

Можно сделать вывод о том, что к общественным местам относятся места значительного скопления граждан (улицы, площади, парки, стадионы, транспорт), а также любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых могут находиться люди (подъезды, пешеходные переходы, остановки, торговые центры, залы ожидания и др.). Однако в некоторых случаях законодатель относит толкование правовых норм на усмотрение правоприменителя, что является вполне логичным с учетом разнообразия объектов, которые могут быть признаны общественными местами.

Правила поведения в общественных местах и связанные с этим ограничения

Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Наиболее важными среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.2420.120.20, 20.21, 20.2.2).

Ответственность за нарушение правил поведения в общественных местах

Что касается административных правонарушений, которые не связаны с употреблением алкоголя или табака в общественных местах, то наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важны именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.

В качестве примера из судебной практики можно привести Решение Ставропольского краевого суда от 16.12.2015 по делу N 7-1343/2015. Суд установил, что выражение нецензурной бранью само по себе не образует состав мелкого хулиганства. Если конфликт произошел во дворе жилого частного дома, принадлежащего гражданину, а действия, основанные на личных неприязненных отношениях, произведены в отношении членов семьи, родственников, знакомых, сослуживцев по бытовым мотивам, то они не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство. Земельный участок, находящийся в пользовании физического лица, на котором расположен жилой дом, не является общественным местом применительно к требованиям действующего законодательства.

Другим достаточно актуальным и распространенным административным правонарушением является ст. 20.2.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2.2 КоАП РФ.

Ключевым здесь является факт создания помех движению пешеходов, автомобилей или доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры, совершенный в общественном месте.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24.10.2013 N 1721-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шерстюка Алексея Витальевича на нарушение его конституционных прав положениями части 1 статьи 3.5 и части 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что к "массовому одновременному пребыванию или передвижению в общественных местах" относятся не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (п. п. 1 — 6 ст. 2). При этом наступление ответственности связывается данным законоположением с наличием указанных в нем негативных последствий.

Суды Российской Федерации в достаточной мере учитывают указанные разъяснения, что подтверждается примерами из практики.

Так, Решением Верховного суда Республики Крым от 02.03.2017 по делу N 12-506/2017 признана правильной квалификация действий лиц по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, выразившихся в том, что они находились в пешеходной зоне, в количестве 15 человек, которые прибыли к дому своего знакомого с целью помешать проведению сотрудниками полиции предупредительно-профилактических мероприятий в отношении последнего.

Вместе с тем Постановлением Московского городского суда от 20.02.2017 N 4а-7686/2016 отменено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении лица, игравшего на музыкальном инструменте в общественном месте и собравшего тем самым вокруг себя группу людей. Суд указал, что факт одновременного пребывания граждан в количестве примерно 10 человек на улице около дома по указанному в протоколе адресу сам по себе не свидетельствует о затруднении перемещения пешеходов и ограничении их доступа к объектам социальной инфраструктуры. Суд отметил отсутствие у лица умысла именно на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, равно как и доказательств фактического выполнения им организационно-распорядительных функций по организации такого мероприятия.

При этом ранее в аналогичной ситуации привлечение гражданина к административной ответственности признавалось обоснованным именно из-за наличия негативных последствий пребывания группы людей в общественном месте с учетом того, что положения примечания к ст. 20.2.2 КоАП РФ о фактическом выполнении организационно-распорядительных функций по организации или проведению не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах не тождественны с понятием "организационно-распорядительные функции", которое ему придается в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ (см. Решение Московского городского суда от 10.11.2016 по делу N 7-13551/2016).

Курение в общественном месте

Особое внимание уделено законодателем охране здоровья граждан, пребывающих в общественных местах.

В частности, ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" установлен запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

Следует уточнить, что помещения общего пользования в многоквартирном доме — это помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме. К таким помещениям относятся, например, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы (пп. "а" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Поэтому курение в указанных местах также запрещено.

Часть 1 ст. 6.24 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).

В качестве примера из судебной практики можно привести случай привлечения гражданина к административной ответственности по вышеуказанной статье за курение на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения станций метрополитенов, отраженный в Решении Московского городского суда от 30.09.2015 по делу N 7-8235/2015.

Распитие спиртных напитков в общественном месте

Не менее важное значение имеет Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Согласно п. 7 ст. 16 указанного Закона не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в пп. 1 — 9 п. 2 ст. 16 Закона, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, а также несовершеннолетними.

Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

Соответственно, с Федеральным законом N 171-ФЗ корреспондирует норма ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом.

Необходимо отметить, что алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. Это понятие закреплено в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Кроме того, ст. 20.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 328-О "Об отказе в принятии жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, где употреблялись спиртные напитки.

Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а в виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

При квалификации действий гражданина по ст. 20.21 КоАП РФ необходимо наличие факта нахождения в состоянии опьянения. Однако законодательно не установлен порядок прохождения медицинского освидетельствования. Органы внутренних дел зачастую применяют порядок, установленный для освидетельствования лиц, управляющих транспортными средствами, что представляется не совсем верным и означает наличие пробела в законодательном регулировании. Вместе с тем факт опьянения может быть установлен как по внешним признакам (неустойчивость позы, покраснение кожи, запах, несвязная речь), так и с использованием свидетельских показаний.

Подготовлено на основе материала

С.Н. Булгакова,

кандидата юридических наук,

мирового судьи судебного участка N 7

в Ленинском судебном районе Воронежской области

 

Проводится набор в добровольную народную дружину

 

Администрация Режевского городского округа, совместно с ОМВД России по Режевскому району, призывает жителей округа принять участие в поддержке общественного правопорядка и безопасности на улицах.

В соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", любой желающий может вступить в добровольную народную дружину.

Постановлениями Администрации Режевского городского округа от 09.06.2016 № 1152, от 05.03.2018 № 396 утверждено Положение об участии граждан в деятельности добровольных формирований по охране общественного порядка на территории Режевского городского округа, а также определен Порядок предоставления субсидий народным дружинам, осуществляющим деятельность на территории Режевского городского округа.

Добровольные народные дружины — это возможность проявить свою активную гражданскую позицию, не на словах, а на деле способствуя созданию безопасной и комфортной среды — той среды, в которой мы все хотели бы жить.

Развитие народных дружин станет значимым фактором профилактики уличной преступности, поможет искоренить проявления хамства, неуважительное отношение к окружающим в общественных местах и, в конечном итоге, позволит нашему прекрасному городу стать в полной мере комфортным и безопасным, привлекательным и радушным для проживания и отдыха граждан.

Основными направлениями деятельности дружины являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Порядок приема в народную дружину:

1. В народную дружину принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.

2. В народную дружину не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Граждане, изъявившие желание участвовать в охране общественного порядка, либо создать общественное объединение (народную дружину) могут обратиться в отдел по ГО, ЧС, ПБ и мобилизационной работе Администрации Режевского городского округа (каб. 27) или по телефону: 3-50-99, адрес электронной почты: gochs-rezh@mail.ru.

Мы призываем оказать всемерное содействие и участие в становлении народной дружины на территории Режевского городского округа.

 

Ответственный за обработку уведомлений и запросов, поступающих из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний

 

Наталья Сергеевна Смышляева специалист I категории отдела по ГО, ЧС, пожарной безопасности и мобилизационной работе Администрации Режевского городского округа, 8(34364) 3-50-99

 


Год памяти и славы
Год памяти и славы. Его временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей и благодарной памяти их потомков нет и не может быть срока давности, меры, границ.
75-летия победы в Великой Отечественной войне
75-летия победы в Великой Отечественной войне
Портал "Открытое Правительство Свердловской области". Соцопросы
Портал "Открытое Правительство" Свердловской области принципиально новая платформой социального партнерства общества и власти, обеспечивающая высокий уровень прозрачности государственной власти и свободный обмен информацией между государством и гражданами.
Инвестиционный портал Свердловской области
Инвестируй в Свердловскую область
Заявить о нарушении конкуренуии
Министерство инвестиций и развития Свердловской области Форма заявления о нарушении конкуренции
Для потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО
В данном разделе расположены пояснительные материалы для потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Общероссийского проекта "АДАПТОР"
Общероссийский Адаптивный портал по обустройству комфортной жизнедеятельности для маломобильных граждан (ММГ) и предоставлению услуг в дистанционном режиме
Полезные телефоны
Полезные телефоны для жителей Режевского городского округа
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ
Портал государственных и муниципальных услуг
"Жить вместе"
Карта доступности объектов интернет–портала "Жить вместе"
Правительство Свердловской области
Правительство Свердловской области
Каталог сельзхозпродукции
Каталог сельзхозпродукции
Меры поддержки сельзхозкооперации
Меры поддержки сельзхозкооперации
Мобильное приложение ПФР
Государственные услуги и сервисы ПФР теперь доступны в вашем смартфоне! Скачайте приложение для своего телефона прямо сейчас!
Защита прав потребителей Свердловской области
Сайт содержит базу данных результатов проведенных проверок, на предмет нарушения прав потребителя, а также обеспечивает возможность оперативного поиска необходимой информации по заданным параметрам (по объектам, организациям, производителям).
Открытый бюджет РГО
Открытый бюджет для граждан
Портал малого и среднего предпринимательства
Портал малого и среднего предпринимательства
Инвестиционная стратегия Свердловской области до 2030 года
Процесс инвестирования играет очень важную роль в экономике любого региона. Способность привлекать инвестиции в значительной степени определяет потенциал будущего экономического роста и социального благополучия региона.
Работа в России
Общероссийская база вакансий
Официальный сайт Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области
Промежуточные результаты проведенных опросов граждан о состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства и качестве предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (с детализацией по муниципальным образованиям)
Принять участие
Публичные консультации по проектам правовых актов
Пройди тест на ВИЧ
Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями
ОАО "МРСК Урала"
В ОАО "МРСК Урала" реализована возможность подачи заявок на технологическое присоединение в on-line режиме через "Личный кабинет"
ГАУ СО "ОЦРТР и СТО"
Государственное автономное учреждение Свердловской области "Областной центр развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений"
Анкетирование по проблеме ВИЧ
Уважаемые жители Режевского городского округа просим принять участие в анкетировании по проблеме распространения ВИЧ – инфекции. Заполнение анкеты займет у Вас не более 5 минут. Анкета анонимная
Бесплатная юридическая помощь
Бесплатная юридическая помощь
Единые договорные дни с участниками садоводческих кооперативов и садово-огородных товариществ
12.02.2020г. Единые договорные дни с участниками садоводческих кооперативов и садово-огородных товариществ
Росреестр
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Свердловской области