Актуально
Общероссийское голосование по поводу одобрения поправок в Конституцию РФ https://rezhevskoy.midural.ru/news/show/id/1699

05.08.2019
ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 10 июля 2019 года
Понятие общественного места
За последние годы наметились определенные тенденции, направленные на более детальное регулирование поведения граждан в общественных местах. Вместе с тем самый главный вопрос о том, что же такое общественное место, до настоящего времени остается без ответа. Конкретного определения нормативные правовые акты не содержат, поэтому следует прибегнуть к комплексному анализу законодательных положений.
Можно сделать вывод о том, что к общественным местам относятся места значительного скопления граждан (улицы, площади, парки, стадионы, транспорт), а также любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых могут находиться люди (подъезды, пешеходные переходы, остановки, торговые центры, залы ожидания и др.). Однако в некоторых случаях законодатель относит толкование правовых норм на усмотрение правоприменителя, что является вполне логичным с учетом разнообразия объектов, которые могут быть признаны общественными местами.
Правила поведения в общественных местах и связанные с этим ограничения
Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Наиболее важными среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2).
Ответственность за нарушение правил поведения в общественных местах
Что касается административных правонарушений, которые не связаны с употреблением алкоголя или табака в общественных местах, то наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важны именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.
В качестве примера из судебной практики можно привести Решение Ставропольского краевого суда от 16.12.2015 по делу N 7-1343/2015. Суд установил, что выражение нецензурной бранью само по себе не образует состав мелкого хулиганства. Если конфликт произошел во дворе жилого частного дома, принадлежащего гражданину, а действия, основанные на личных неприязненных отношениях, произведены в отношении членов семьи, родственников, знакомых, сослуживцев по бытовым мотивам, то они не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство. Земельный участок, находящийся в пользовании физического лица, на котором расположен жилой дом, не является общественным местом применительно к требованиям действующего законодательства.
Другим достаточно актуальным и распространенным административным правонарушением является ст. 20.2.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Ключевым здесь является факт создания помех движению пешеходов, автомобилей или доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры, совершенный в общественном месте.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24.10.2013 N 1721-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шерстюка Алексея Витальевича на нарушение его конституционных прав положениями части 1 статьи 3.5 и части 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что к "массовому одновременному пребыванию или передвижению в общественных местах" относятся не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (п. п. 1 - 6 ст. 2). При этом наступление ответственности связывается данным законоположением с наличием указанных в нем негативных последствий.
Суды Российской Федерации в достаточной мере учитывают указанные разъяснения, что подтверждается примерами из практики.
Так, Решением Верховного суда Республики Крым от 02.03.2017 по делу N 12-506/2017 признана правильной квалификация действий лиц по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, выразившихся в том, что они находились в пешеходной зоне, в количестве 15 человек, которые прибыли к дому своего знакомого с целью помешать проведению сотрудниками полиции предупредительно-профилактических мероприятий в отношении последнего.
Вместе с тем Постановлением Московского городского суда от 20.02.2017 N 4а-7686/2016 отменено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении лица, игравшего на музыкальном инструменте в общественном месте и собравшего тем самым вокруг себя группу людей. Суд указал, что факт одновременного пребывания граждан в количестве примерно 10 человек на улице около дома по указанному в протоколе адресу сам по себе не свидетельствует о затруднении перемещения пешеходов и ограничении их доступа к объектам социальной инфраструктуры. Суд отметил отсутствие у лица умысла именно на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, равно как и доказательств фактического выполнения им организационно-распорядительных функций по организации такого мероприятия.
При этом ранее в аналогичной ситуации привлечение гражданина к административной ответственности признавалось обоснованным именно из-за наличия негативных последствий пребывания группы людей в общественном месте с учетом того, что положения примечания к ст. 20.2.2 КоАП РФ о фактическом выполнении организационно-распорядительных функций по организации или проведению не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах не тождественны с понятием "организационно-распорядительные функции", которое ему придается в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ (см. Решение Московского городского суда от 10.11.2016 по делу N 7-13551/2016).
Курение в общественном месте
Особое внимание уделено законодателем охране здоровья граждан, пребывающих в общественных местах.
В частности, ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" установлен запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.
Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
7) в помещениях социальных служб;
8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
13) на автозаправочных станциях.
Следует уточнить, что помещения общего пользования в многоквартирном доме - это помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме. К таким помещениям относятся, например, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы (пп. "а" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Поэтому курение в указанных местах также запрещено.
Часть 1 ст. 6.24 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).
В качестве примера из судебной практики можно привести случай привлечения гражданина к административной ответственности по вышеуказанной статье за курение на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения станций метрополитенов, отраженный в РешенииМосковского городского суда от 30.09.2015 по делу N 7-8235/2015.
Распитие спиртных напитков в общественном месте
Не менее важное значение имеет Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно п. 7 ст. 16 указанного Закона не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в пп. 1 - 9 п. 2 ст. 16 Закона, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, а также несовершеннолетними.
Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
Соответственно, с Федеральным законом N 171-ФЗ корреспондирует норма ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом.
Необходимо отметить, что алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. Это понятие закреплено в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Кроме того, ст. 20.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Конституционный Суд РФ подчеркнул, что норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих (см. ОпределениеКонституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 328-О "Об отказе в принятии жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, где употреблялись спиртные напитки.
Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а в виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).
При квалификации действий гражданина по ст. 20.21 КоАП РФ необходимо наличие факта нахождения в состоянии опьянения. Однако законодательно не установлен порядок прохождения медицинского освидетельствования. Органы внутренних дел зачастую применяют порядок, установленный для освидетельствования лиц, управляющих транспортными средствами, что представляется не совсем верным и означает наличие пробела в законодательном регулировании. Вместе с тем факт опьянения может быть установлен как по внешним признакам (неустойчивость позы, покраснение кожи, запах, несвязная речь), так и с использованием свидетельских показаний.
Подготовлено на основе материала
С.Н. Булгакова,
кандидата юридических наук,
мирового судьи судебного участка N 7
в Ленинском судебном районе Воронежской области
Проводится набор в добровольную народную дружину
Администрация Режевского городского округа, совместно с ОМВД России по Режевскому району, призывает жителей округа принять участие в поддержке общественного правопорядка и безопасности на улицах.
В соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", любой желающий может вступить в добровольную народную дружину.
Постановлениями Администрации Режевского городского округа от 09.06.2016 № 1152, от 05.03.2018 № 396 утверждено Положение об участии граждан в деятельности добровольных формирований по охране общественного порядка на территории Режевского городского округа, а также определен Порядок предоставления субсидий народным дружинам, осуществляющим деятельность на территории Режевского городского округа.
Добровольные народные дружины — это возможность проявить свою активную гражданскую позицию, не на словах, а на деле способствуя созданию безопасной и комфортной среды — той среды, в которой мы все хотели бы жить.
Развитие народных дружин станет значимым фактором профилактики уличной преступности, поможет искоренить проявления хамства, неуважительное отношение к окружающим в общественных местах и, в конечном итоге, позволит нашему прекрасному городу стать в полной мере комфортным и безопасным, привлекательным и радушным для проживания и отдыха граждан.
Основными направлениями деятельности дружины являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Порядок приема в народную дружину:
1. В народную дружину принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
2. В народную дружину не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
Граждане, изъявившие желание участвовать в охране общественного порядка, либо создать общественное объединение (народную дружину) могут обратиться в отдел по ГО, ЧС, ПБ и мобилизационной работе Администрации Режевского городского округа (каб. 27) или по телефону: 3-50-99, адрес электронной почты: gochs-rezh@mail.ru.
Мы призываем оказать всемерное содействие и участие в становлении народной дружины на территории Режевского городского округа.
Ответственный за обработку уведомлений и запросов, поступающих из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний
Наталья Сергеевна Смышляева | специалист I категории отдела по ГО, ЧС, пожарной безопасности и мобилизационной работе Администрации Режевского городского округа, 8(34364) 3-50-99 |