Зверев Данила Кондратьевич (1858-1938)
Пожалуй, ни один из горщиков не приобрел такой известности при жизни, да и после ухода из нее, как Данила Кондратьевич Зверев, самоучка-исследователь из маленькой деревушки Колташи.
Будущий горщик рано лишился родителей, пас коров, отличался мечтательностью и не раз был порот из-за недосмотра за стадом. С детства был слаб здоровьем, худеньким и маленьким, оттого получил прозвище Легонький. Однако характером обладал твердым, и упорства было ему не занимать.
Учителем Данилы Зверева по каменному делу стал Самоила Прокопьевич Южаков из деревни Южаково, но очень скоро ученик превзошел учителя.
Старатель-самородок, полуграмотный, но талантливый и редкий знаток уральского драгоценного камня, в золотоносной каменистой россыпи у Положихи отыскивал ценнейшие самоцветы.
На весь сказочный край самоцветов прославился "знатный колташанин" и "фартовый горщик". Рубинам и сапфирам, хризобериллам и алмазам, турмалинам и цирконам, намытым Данилой Зверевым, завидовали горщики и скупщики, геологи и минералоги, академики и профессора.
Однако, несмотря на редкое дарование этого человека, те, кто воочию наблюдал его жизнь, знали и совсем другое. Домочадцы, односельчане видели, как он с работы, с разведок неизменно приносил в сумке множество камешков, не имеющих явной ценности. То были "знаки", "следки", "проводнички", "приметливые галечки", "припасы", по которым необразованный крестьянин разбирался в месторождении не хуже тех, кто был вооружен научным знанием и даже геологической картой.
Данила Кондратьевич прошагал трудный путь: недаром близкие звали его в старости "дедушкой с тяжелой котомкой". Он же послужил и прототипом для образа Трофима-тяжелой котомки в бажовском сказе "Далевое глядельце".
Шесть сыновей Данилы Кондратьевича, пойдя по стопам отца, известны как отменные добытчики, камнерезы, старатели, огранщики и гранильщики. Есть в Государственном Эрмитаже бесценный экспонат – карта СССР: 25 квадратных метров каменной мозаики!
Отмечая великие стройки советских пятилеток, сверкают на ней тысячи драгоценных камней. Гранили их опытнейшие мастера и среди них — Григорий Данилович Зверев.
Звезды из рубинов и самоцветов на башнях Московского Кремля – особая веха в истории уральского камня. Для звезд решили гранить горный хрусталь из березовских месторождений, топазы, аметисты и изумруды. И открыл "хрустальные погреба" все тот же Григорий Данилович. Свердловским гранильщикам поручили огранку горного хрусталя и топазов. Яркие звезды, сверкающие в небе Москвы, известны всему миру. Но многим ли известно филигранное искусство Григория и Алексея Зверевых, воплотившееся в кремлевском шедевре?
Во многих музеях хранятся работы потомков Данилы Зверева, скончавшегося в Свердловске в 1938 году.